Однажды ко мне пришел учитель из местного колледжа и попросил меня прочесть там лекцию. Он предложил мне пятьдесят долларов, но я объяснил ему, что деньги меня не волнуют.
Я вспомнил, какая бумажная канитель начиналась всякий раз, как я имел дело с государством, так что я улыбнулся и сказал:
— Я с удовольствием прочитаю эту лекцию. Но с одним условием, — я выбрал число наобум и продолжал. — Я не буду подписываться больше тринадцати раз, включая подпись на чеке!
Он тоже улыбнулся:
— Тринадцать раз? Нет проблем.
И вот началось. Сперва я должен подписать что-то насчет того, что я лоялен по отношению к правительству, иначе мне нельзя читать лекцию в городском колледже. И я должен подписать это дважды, правда? Затем шла какая-то расписка для города — не помню какая. Очень скоро числа пошли вверх.
Я должен был расписаться в том, что занимаю отвечающую существу вопроса должность профессора, чтобы гарантировать (ведь это государственное дело!), что я не являюсь женой или другом какого-нибудь засевшего в колледже негодяя, который заплатит мне эти деньги безо всякой лекции. Нужно было гарантировать много всяких вещей, и подписей становилось все больше.
Парень, который сперва так мило улыбался, делался все мрачнее. Но все обошлось. Я подписался ровно двенадцать раз. Оставалась еще одна подпись на чеке, так что я спокойно отправился туда и прочел им лекцию.
Спустя пару дней этот парень зашел ко мне, чтобы отдать чек. Он имел жалкий вид. Он не мог отдать мне деньги, пока я не подпишу бумагу, что я действительно прочел лекцию. Я сказал ему:
— Если я подпишу бумагу, я не смогу подписать чек. Но ТЫ был там. Ты слышал лекцию; почему бы тебе не подписать эту бумагу?
— Слушай, — говорит он, — разве все это не глупо?
— Нет. Мы договорились об этом с самого начала. Мы не думали, что дело действительно дойдет до тринадцати, но таков наш договор, и я думаю, мы должны его держаться.
Он сказал:
— Слушай, я работал как вол, я обошел всех. Я испробовал ВСЕ, но они говорят, что это невозможно. Ты просто не можешь получить свои деньги, пока не подпишешь бумагу.
— Хорошо, — сказал я. — Я подписался двенадцать раз, и я прочел лекцию. Мне не нужны деньги.
— Но я не хочу так поступать с тобой.
— Не волнуйся. Дело сделано, все нормально.
На следующий день он позвонил мне.
— Они не могут не дать тебе эти деньги. Они уже отсчитали эти деньги и списали их, так что они ДОЛЖНЫ заплатить их тебе.
— Прекрасно. Если они должны заплатить мне эти деньги, пусть они заплатят мне эти деньги.
— Но ты должен подписать бумагу.
— Я не буду подписывать бумагу.
Я поставил их в тупик. Не было такой графы для денег, которые человек заработал, но не хочет получать.
В конце концов они уладили это дело. Это отняло у них много времени и было совсем не просто — но я использовал тринадцатую подпись, чтобы получить деньги по чеку.
© Ричард Фейнман «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!»